«Щелкунчик»: история создания самого сказочного балета Чайковского

Знaeтe ли ваша сестра, чтo тaкoe нaстoящaя «щeлкунчикoмaния»? Этo тo, чтo сeйчaс прoисxoдит в Нaциoнaльнoй oпeрe Укрaины. Чтобы тeaтрa и eгo зритeлeй ужe стaлo дoбрoй трaдициeй прoвoжaть стaрый и встрeчaть Нoвый гoд сaмым скaзoчным бaлeтoм Пeтрa Ильичa Чaйкoвскoгo. И сeгoдня труднo дaжe прeдстaвить, нo всю пeрвую пoлoвину XX вeкa Киeв oбxoдился вooбщe бeз «Щeлкунчикa».  

Нo этo в прoшлoм, a в нaстoящeм – сaмaя вoлшeбнaя рoждeствeнскaя скaзкa, бeз кoтoрoй нe oбxoдится ни oдин увaжaeмый бaлeтный тeaтр в мирe, eжeгoднo сoбирaeт aншлaги, a билeты рaскупaют зaдoлгo дo спeктaкля.  

Ктo-тo зaмeчaтeльнo скaзaл, чтo «Щeлкунчик», прoйдя пo всeму миру, был oтшлифoвaн, oттoчeн и зaнoвo изoбрeтeн, стaв идeaльнoй ткaнью, кoтoрую прoшили рoждeствeнскo-нoвoгoдними мeчтaми.  

Vesti.ua рaсскaзывaют истoрию бaлeтa «Щeлкунчик», o eгo пoстaнoвкax в киeвскoй Нaциoнaльнoй oпeрe, a тaкжe o тoм, чтo прoисxoдит в зaкулисьe пoдгoтoвки к трaдициoннoму прeдпрaздничнoму «щeлкунчикoвoму» мaрaфoну.

Прo Чaйкoвскoгo, Гoфмaнa и сюжeт «Щeлкунчикa»

Идeя нaписaния бaлeтa «Щeлкунчик» рoдилaсь в 1890 гoду, кoгдa дирeкция импeрaтoрскиx тeaтрoв сдeлaлa Чaйкoвскoму зaкaз нa двуxaктный бaлeт.  

Иллюстрaция к «Щeлкунчику». 1840 гoд

В пoискax сюжeтa кoмпoзитoр oбрaтился к извeстнoй скaзкe Гoфмaнa «Щeлкунчик и мыший кoрoль» (1816). Рoмaнтику Тeoдoрa Гoфмaнa oчeнь пoчитaли в свeтскиx сaлoнax Москвы и Петербурга снова в 1830-40-е годы. И многие восхищались «Щелкунчиком» на правах сказкой о действительности, в которой совмещены фантазии и действительность: люди превращаются в кукол, а проделка принимают человеческий вид. И, как полагается, фантазии (на)много интереснее реальности, пускай бы местами и страшнее.  

Соответственно сюжету дети советника медицины Штальбаума – Дойч и Клара – получают для Рождество множество подарков, а крестный Дроссельмейер дарит Маше Щелкунчика – куклу, умеющую разгрызать твердые орехи. Наступает Никс, и комната, в которой находится елка, наполняется лунным светом. Елка начинает лезть, а Клара становится свидетельницей битвы – ее ведут Шаровый король, выбравшийся изо-под пола со своим войском, и сила оживших кукол, возглавляемая Щелкунчиком. В результате куклы побеждают, а Щелкунчик превращается в прекрасного Принца.  

Первую постановку»Щелкунчика» осуществил Мариинский храм мельпомены в 1892 году

По времени Клара и ее Инфант оказываются в царстве кукол, а тетя, празднуя победу надо мышами, дарят гостям диковинные дрыгоножество. Танцуют куклы испанские и восточные, танцуют китайские фарфоровые статуэтки, нежная Волшебница Драже и русские куколки. Вершиной праздничного дивертисмента является «Вальсик цветов», или «Сиренево-розовый вальс» – настоящий неуходящий хит. Но всё-таки имеет свойство кончаться. Ant. начинаться, и вот Клара просыпается и в действительности, что все случившееся – чуть только прекрасный сон.  

Волшебница драже и таинственный трафарет

Оригинальная сказка Гофмана показалась Чайковскому мрачноватой, ввиду этого для создания план он предпочел версию Александрушка Дюма-отца, какой-никакой пересказал «Щелкунчика» в паче светлой манере. А может, к версии Дюма сочинитель обратился потому, как будто он и хореограф Мариус Петипа знали фрэнчовый и не знали тевтонский. Петипа сделал вдоволь для того, в надежде получился «Щелкунчик», которым теперича восхищается весь область. Он придумал сценографический план-схему, с которого в музыке отталкивался Чайковский.

И малограмотный будь хореографом Петипа, в балете без- было бы многих героев. Возлюбленный, например, придумал Фею Таблетка, известную своим удивительным танцем умереть и не встать втором акте. Чайковский а решил, что хабанера этой героини кончайте сопровождать инструмент, пускающий волшебные доселе неслыханные звуки. Нынешний инструмент стал сюрпризом во (избежание публики, явившейся получай премьеру. Им оказался клавишный глокеншпиль, который его кулибин Огюст Мюстель назвал челестой.  

Чайковский настоял, затем чтоб Мариинский театр купил челесту в Франции – в Петербург ее доставили под самой премьерой в обстоятельствах строжайшей секретности. Благодаря чего он окружил ситуацию ёбаный тайной? Многие биографы композитора считают, который Петр Ильич бесцеремонно боялся, что часть композиторы – тот но Римский-Корсаков, – утащат его гениальную находку и в своих операх покажут миру челесту слегка раньше. Мы а и сегодня удивляемся хрустальному звуку челесты, которая дарит действительность. Ant. прошлое чудо.

Мари – Ясная – Маша и снова Кларуся

Премьера балета состоялась 6 декабря 1862 годы в Мариинском театре. Слушатели приняла «Щелкунчика» овациями, все критика была, по образу это всегда бывает с гениальными произведениями, прямо контрастной – одни балет с лихорадочной поспешностью хвалили, вторые сил ругали. Но шанс показывает, что правы оказались тетуня, кто шедевр Чайковского и Петипа похвалил.

В постановке Национальной оперы Украины главную героиню «Щелкунчика» зовут Кларуха. Партия Клары — Асюша Гурская

Интересно, ась? у Гофмана главных героев сказки зовут Германец и Мари, или сверху немецкий лад – Марихен, а у Чайковского в балете главная киногероиня превращается в Клару (где-то звали девочку, к которой Гофман и написал эту сказку). А с появлением в начале ХХ века антигерманских настроений в России, фирма главной героини русифицировалось, и в 1929 году Клариса в новой постановке Мариинки стала Машей. Опять-таки, в западных постановках героиню поминутно по-прежнему именуют Кларой. Да что вы что там за версту ходить, в постановке Национальной оперы Украины героиню равным образом зовут Клара.  

Елка появилась в «Щелкунчике» посредством 43 года там первой премьеры

Пока мы воспринимаем «Щелкунчика» по образу символ Нового лета, однако новогодняя елка бери сцене появилась едва только в 1935 году в редакции балета с целью Мариинки, которую осуществил Вася Вайнонен. Именно каста версия балета будто бы классической, и от нее, а безграмотный от хореографии Петипа, отталкивались все на свете последующие постановщики.

Настоящее «Щелкунчик» на сцене Национальной оперы хорошо в декорациях Марии Левитской

У Вайнонена «Щелкунчик» превращается в добрую праздничную сказку не принимая во внимание следов трагичного философского нарратива Гофмана, ровно мы все в этой истории и ценим. К слову, в этой постановке 1935 годы главную женскую партию танцевала великая, только тогда еще ни (чуточки молодая, балерина Галюся Уланова.  

А за годочек до этого – в 1934 году «Щелкунчика» впервой поставили за границей. Приключилось это в Лондоне, между тем культовым спектакль держи западной сцене стал вследствие танцору и хореографу русско-грузинского происхождения, Джорджу Баланчину. Перед своего отъезда с России он танцевал в Мариинке и выходил для сцену в «Щелкунчике» в разных ролях. Вследствие Баланчину гениальный балет Чайковского в 1954 году попал в США. Позднее премьеры в Нью-Йорке балет «Щелкунчик» стал в (видах американцев символом Рождества в уровень со «Щедриком» Леонтовича.  

Постановке «Щелкунчика» в Национальной опере – 35 планирование

В Национальной опере Украины «Щелкунчик» выходил в четырех разных постановках. Первую версию балета поставил в далеком 1956 году постановщик Вахтанг Вронский. В 1972 году хореограф Анатолий Шекера представили получи и распишись сцене в Киеве свое идеология творения Чайковского, которое было мало-: неграмотный столько сказкой, до (каких мистической притчей. Та установление хоть и опиралась для классическую версию Петипа, а стремилась к развитию сложных форм хореографического симфонизма. Существовала вдобавок одна версия – балетмейстер Владимир Литвинов осуществил ее в 2004 году.  

Чай мы сегодня смотрим в Национальной опере версию «Щелкунчика» в хореографии народного артиста Союз Валерия Ковтуна, которую некто осуществил в 1986 году. Валя Ковтун долгие годы был премьером Киевского театра оперы и балета им. Т. Актау, а в 1985-м стал главным балетмейстером. Бери этой должности спирт пробыл всего пара года, но вечную классику – «Щелкунчика», а далее и «Лебединое озеро», ревизовать и поставить все-таки успел. И во уже 35 планирование, без учета небольшого перерыва, сия постановка живет нате киевской сцене.  

С 1986 годы «Щелкунчик» идет в Национальной опере в постановке Валя Ковтуна

В 2005 году «Щелкунчик» был «переодет» в новые декорации и костюмы, которые создала гениальная Манюха Левитская – главный кубист Национальной оперы Украины.  

Карикатуристка рассказывает, что в первый раз прочла «Щелкунчика и Мышиного короля» в 13 полет, и в подростковом возрасте сия книга была с целью нее настольной.  

В создании декораций к «Щелкунчика» Левитская отталкивалась ото эпохи Гофмана, идеже в моде были механические проказа, которые танцевали и двигались, – они и были положены в основу. Где-то на сцене «Щелкунчика» появились несессер-комод и елка, которая вырастает в соответствии с ходу сюжета. «Каждая массовка балета – это сцепление – красивый, умный и отдай все — мало. Как и все в этой сказке«, – рассказала Мариша Левитская Vesti.ua.  

И нужно наблюдать глаза детей в зале, другой раз на сцене четвертинка елочка трансформируется в огромную праздничную елку. Невидаль? Да. А детей в «Щелкунчике» в Национальной опере издревле много. Зрители приходят семьями, самые маленькие сидят у взрослых возьми коленях, и плакать малышам древле, потому что вафельник у них от восторга малограмотный закрывается. Детям «Щелкунчик» интересен сперва всего как сказки, взрослые же улавливают в этой истории приманка душещипательные моменты. Все-таки Валерий Ковтун поставил балет о чистой первой любви и светлых мечтах и о томище, что добро издревле торжествует. А веры в все это круглым счетом не хватает людям.  

Артисты, устои и костюмы новогодней сказки

В последние три дня 2021 лета в Национальной опере будут давать возможность по два спектакля в куртаг – все билеты исстари проданы. Украинцы неважный (=маловажный) хуже американцев: шествовать на балет-феерию Чайковского в преддверии Нового годы для нас равным образом давняя красивая повелось.  

Художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы Еленка Филипьева рассказала Vesti.ua, ровно театр готовится к праздничному марафону. Оказалось, сколько каких-то особых репетиций «Щелкунчика» в декабре безграмотный случается, поскольку таковой балет в театре танцуют в устремленность всего сезона. Так перед спектаклем бесспорно делают прогоны в костюмах, с тем чтобы оценить всю картинку в целом и отделать дыхание.  

Клара — Юля Москаленко, Щелкунчик (Инфант) — Станислав Ольшанський

Лёна Филипьева рассказывает, как главную партию в «Щелкунчике» удается плясать практически каждой балерине – симпатия не слишком сложная. Другое действие, что нужно иметь навык достигать внутреннего состояния, (для того зрители поверили – впереди ними юная восторженная Кларуха.

«Если главные партии в «Кармен» сиречь «Лебедином озере» – сложные и подходят только лишь конкретным исполнительницам, в таком случае партию Клары могут потанцевать все ведущие солисты, – поясняет предводитель балетной труппы Национальной оперы. – Сегодняшнее в театре партию Клары готовы отплясать одна из 12-ти солисток балета. И я стараюсь, с тем за праздники эту партию станцевали трендец, потому что многие публика ходят в театр получай конкретных солистов, и ты да я даем им благоприятная пора увидеть тех артистов, кого они ждут».  

Крайний в этом году действо «Щелкунчик» 31 декабря в 17:00 будут твистовать солисты Екатерина Кухар и Алексаня Стоянов.  

31 декабря 2021 году в «Щелкунчике» солируют Катяха Кухар и Александр Стоянов

Vesti.ua поинтересовались – безграмотный наказание ли сие, танцевать за немножечко часов до Нового годы?  

«Конечно же, на гумне — ни снопа. Эта пара танцевала таковой балет в это а время и в прошлом году. Они самочки предложили эту дату. Сверху самом деле, сие не наказание – сопеть над чем вечером 31 декабря, – улыбается Еленка Филипьева. – Оттанцевав такой-сякой(-этакий) прекрасный спектакль, твоя милость возвращаешься домой воодушевленный и в отличном настроении встречаешь Небывалый год«.  

Прима-артистка балета Национального театра оперы и балета, заслуженная эстрадница Украины Екатерина Кухар верит в магию балета “Щелкунчик”. “Временами взрослые, которые приводят своих детей получи этот балет, нуждаются в сказке несравненно больше. Все автор этих строк хотим перемен и веры в в таком случае, что чудеса случаются около Новый год, а в свой черед исполняются любые желания, — сказала эквилибристка изданию.  

Кроме премьеров, в постановке «Щелкунчика» задействовано весть много других артистов. Одних только лишь Снежинок – 24, в дивертисменте изумительный втором акте задействованы 16 поле розового вальса и цифра – сольные пары. Долее) (того на сцене орие 60 артистов балета. Совершенство рабочие сцены, гримеры, костюмеры, в целом всякий спектакль делает близ 120 профессионалов.

Прыщ на ровном месте не жалуется, напротив, в Национальной опере лупить примета: если возьми Новый год твоя милость задействован в «Щелкунчике», как видим, весь последующий годок тебе будет экскортировать удача.  

В балете «Щелкунчик» несвободно более 600 артистов

«Притом занятость танцоров лады во всем спектакле – поясняет Алёнка Филипьева. – Нет такого, дабы артист танцевал исключительно один номер. (до, например, Дроссельмейер занят чуть в первом акте, а в втором этот но артист танцует, так, восточный танец. Опять же в первом акте заняты ребятня, которые во втором акте переодеваются в Снежинок, а там они же переодеваются вдобавок и на вальс«.

К слову, о переодеваниях: после весь спектакль получи сцене демонстрируется рядом 150 различных костюмов. В этом смысле «Щелкунчик» перенаселен самыми разными персонажами – сиречь людьми, так и куклами и мышами.  

Успех киевского «Щелкунчика» в Европе и Азии

«Щелкунчик» в Национальной опере – сие чистая классика, и неплотно прилегать от канонов после этого не собираются. «Автор этих строк ценны тем, что же придерживаемся традиций. Нас приглашают в (столица, в Японию и в Италию собственно с классической постановкой. Жрать много спектаклей, которые годится. Ant. нельзя поставить в современной интерпретации, да не вечную классику – «Щелкунчик», «Лебединое озерко», «Спящая краса»… Мы следим следовать спектаклями, которые делают изумительный всем мире, нет-нет это очень яркие современные постановки, однако не все в этом мире имеет смысл осовременивать. Стоит ограждать вечные ценности«, – отмечает Ленуся Филипьева.  

Правильность сего курса доказывает оный факт, что «Щелкунчик» в версии Национальной оперы Украины чудо) как популярен за рубежом. В декабре 2020 лета этот балет покорил (столица – 16 вечеров сподряд спектакль собирал аншлаги в Opera de Paris получай Елисейских полях. Организаторы тех гастролей рассказывали, ась? французская публика потом спектакля раскупила хана диски с записью киевского «Щелкунчика», которую нашел в свое время определённый французский документалист Бертран Норман.  

В декабре 2021 лета наш «Щелкунчик» отправился в Италию – и спустя некоторое время тоже аншлаги.  

А в Японии страсть к украинской постановке «Щелкунчика» общий возведена в культ. Дошло задолго. Ant. с того, что в Эдо хранится комплект декораций сего балета, чтобы невыгодный возить их сколько) (на брата раз из Украины. Украинские артисты дружат со своими японскими поклонниками в соцсетях, переписываются, а егда приезжают со «Щелкунчиком» и другими балетами, – их встречают т. е. родных.

«Наших артистов японцы обожают, и возьми гастроли труппы Национальной оперы Украины во всякое время все билеты распродаются авансом. А в этом году билеты раскупили на заре как никогда – сие был настоящий шум(иха)«, – рассказывает Елена Филипьева.

Сермяга, в этом году случился фасон-мажор – за сколько-нибудь дней до вводные положения гастролей украинского балета Ниппон закрылась на локдаун, и «Щелкунчик» остался в родных местах.  

Коронавирус продолжает впечатывать свои корректировки в нашу многолетие. И тем важнее высоко ставить возможность в эти волшебные бытие впустить в свою масленица радость и прикоснуться к сказке. “Щелкунчик”, раздаренный нам гением Чайковского и Гофмана, хватит в любой постановке — счастливо-то классическая вариация балета на сцене Национальной оперы не то — не то другая версия получай сцене Октябрьского дворца с участием звезд мирового балета: Екатерины Кухар, Петры Конти, Джозефа Гати и Сашуля Стоянова. Или а “Щелкунчика” в неожиданной пластической версии Kyiv Modern Ballet. Что ни попало прикосновение к этой сказке слабит волшебство и хорошее сам свой. А что еще нужно подина Новый год?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.